Интервью с Михаилом Шакиным: о SEO, молодых специалистах и рассылках
автор Oksana Kosachenko последнее обновление 0

Интервью с Михаилом Шакиным: о SEO, молодых специалистах и рассылках

Я думаю, что в среде SEO-специалистов всем известно имя Михаила Шакина, которого сегодня можно считать практически брендом. Автор одного из самых популярных SEO-курсов (SEO Шаолинь), самая упоминаемая SEO-персона (премия конференции Optimization), digital-эксперт с более чем 13-летним опытом. Мне было очень приятно узнать мнение Михаила о продвижении и емейл-рассылках, а также (как всегда) открыть много нового. С уверенностью можно сказать, что путь и опыт Михаила будет полезен всем тем, кто задумывается или планирует начать свой путь или карьеру в онлайн-бизнесе.

Вопрос: Сегодня можно сказать, что Шакин – это уже просто бренд. Как ты начинал свой путь в онлайн-бизнесе и почему именно SEO?

Михаил Шакин: Когда я еще жил в Америке, на одной из своих работ я работал дальнобойщиком, проехал по 45 штатам, побывал в Мексике и Канаде. Позже я доставлял пиццу и заходил во многие дома американцев. И именно этот жизненный опыт помогает мне сейчас продвигать сайты, потому что я отлично ориентируюсь, как живут американцы разных слоев и что им может пригодиться.

Например, при выборе товаров для Амазона (для партнерок) я ориентируюсь на товары, которые американцы не могут купить офлайн в провинциальных городах. Из маленьких городов американцы по разным причинам не всегда могут поехать в более крупные. Например, зоомагазины в провинциальных городках очень небольшие и всегда есть дефицит когтеточек для кошек и это кошачьи домики у меня отлично зашли. Я представлял себе, как американец живет в обычном городке, и в офлайне не может купить это.

Когда я жил в Америке, одним из моих увлечений были компьютерные игры, сценарий которых разворачивался на стандартных картах. Мне такие игры быстро надоели, все было скучно и однообразно. Я решил сам заняться созданием карт, изучил 3D-графику, погрузился в эту тему и принялся делать свои карты. Как-то в сообществе любителей игр раздавали 50 МГб для создания сайтов на домене 3 уровня. Тогда у меня появилось желание создать свой красивый сайт, чтобы другие могли бесплатно скачивать мои карты.

Приблизительно через полгода я достиг потолка (примерно 50 человек в сутки), но тематика узкая, и я думаю, что даже сегодня трудно будет привлечь больше пользователей.

Я изучил HTML (я считаю, что Дикие уроки по HTML – по-прежнему один из самых лучших учебников), сделал сайт и потом понял, что надо двигаться дальше. А поскольку мне нравилось работать с Фотошопом, я сделал следующий сайт с уроками (http://globator.com) и через 4 месяца достиг посещаемости в 3 600 человек в сутки. Мои статьи с уроками попали в Топ Гугл и Яндекса.

У меня была одна фишка – я подробно описывал процесс. Многие уроки создаются для опытных пользователей, и новичок может этого урока не сделать, потому что еще не понимает, как наложить маску.

Сайт отлично развивался и достиг более 8 тыс. посещений в день, но потом произошла DOS-атака, провайдер отключил сайт, и весь мой труд просто пропал. Тогда я заметил, что 6 из 10 сайтов по Фотошопу, которые были тогда в топе, тоже были под DOS-атакой. В течение 4 лет мне не удавалось поднять домен, и я зарегистрировал новый домен globator.net. В тот момент я понял, что нельзя класть все яйца в одну корзину, и к концу лета запустил блог http://shakin.ru/, где собирался делится своим опытом по продвижению. Вот так я начал свой путь в SEO.

Вопрос: А если бы ты начинал SEO не в 2006 году, а сегодня – с чего бы ты начал?

Михаил Шакин: Если бы сегодня я начинал в SEO, то выбрал бы следующий путь: первым делом я бы создал каналы в Ютуб и Телеграм и обязательно делился опытом, например, выпускал по 2 видеоурока в неделю.

В русскоязычном пространстве, да и англоязычном тоже, не хватает качественных видеороликов по разным темам. Людям приходиться смотреть старые ролики. Я где-то читал, что по статистике Гугл в 40% случаев не выводит ролики по запросам, т.е. никто еще не снял видеоролики по такому большому количеству запросов. Далее, когда бы появилось время, я бы завел блог от лица специалиста и принялся брать интервью у разных известных специалистов с большой аудиторией, придумывал бы опросы, постарался писать больше гостевых статей, принимать участие в конференциях, особенно в онлайн-конференциях – это все прокачка личного бренда и выход на максимальную аудиторию.

Вопрос: Что бы ты мог посоветовать специалистам новичкам, которые только начинают свой путь в SEO?

Михаил Шакин: Становление специалиста – это длительный процесс. Для ускорения процесса я бы купил знания опытных людей в виде курсов и консультаций. Все интересующие моменты, например, как заполнять тайтлы, какие ссылки работают, а какие нет, я бы тестировал на небольших и даже на бесплатных сайтах – публикуйте заметки и хорошие статьи и тренируйтесь на них. Таким образом можно узнать, что работает, а что нет, потому что по многим вопросам в SEO очень много противоположных мнений даже среди специалистов.

Михаил Шакин

Вопрос: По твоему мнению, какие черты должны быть у хорошего SEO-специалиста и маркетолога ?

Михаил Шакин: Во-первых, это постоянная тяга к самообразованию (если говорим про SEO-специалистов, то их вузы не готовят, и все специалисты – это самоучки). В принципе, самообразование должно стать хобби. У меня, например, принцип – это каждый день узнавать что-то новое о SEO, даже хотя бы посмотреть один видеоролик или прочитать статью.

Во-вторых, это способность сидеть за компьютером много часов.

Вопрос: Если не секрет, какие видеоролики и статьи предпочитает Михаил Шакин?

Михаил Шакин: Нет, это не секрет. Все ресурсы, которые я читаю, описаны в моей статье: http://shakin.ru/seo/seo-resources-v2.html

Вопрос: В этом году ты запускаешь очередной поток курса SEO Шаолинь. Сколько специалистов уже закончили твой курс?

Михаил Шакин: Я не считал, но в каждом потоке участвуют приблизительно 20 человек.

Вопрос: Т.е. мы можем сказать, что приблизительно 200 хороших специалистов уже работают на рынке. А были ли такие ситуации, когда ты встречаешь человека, а он говорит, что окончил твой курс или благодаря твоему курсу начал заниматься SEO?

Михаил Шакин: Да, бывает, что на конференции встречаюсь с кем-то, кто читал мой блог, хотя я им занимаюсь сейчас меньше, потому что на данный момент первичные каналы получения информации – это Ютуб, Телеграм и соцсети, где происходит общение. Блог, естественно, я не забрасываю, публикую хорошие статьи несколько раз в год, например, отчеты о конференциях, т.е. это основательные труды и схемы продвижения. А все общение происходит в Телеграме и соцсетях.

Вопрос: Как появилась идея создать курс SEO Шаолинь?

Михаил Шакин: В Америке какое-то время я работал помощником официанта, который однажды сказал: «То, что мы сегодня делаем, это для того, чтобы заработать деньги. Но именно Интернет – это будущее» и подарил мне одно руководство. Я помню его горящие глаза, которые вдохновили меня на то, чтобы начать заниматься SEO.

Вопрос: Кому будет полезен курс SEO Шаолинь?

Михаил Шакин: Сначала я создавал и продвигал сайты для своих знакомых из Америки и немного писал об этом в своем блоге, потому что думал, что в Рунете это не будет никому интересно: все-таки это другая сторона земного шара. Когда у меня накопился очень большой опыт (а делиться-то знаниями хочется :), я написал несколько книг по Рунету, которые планирую скоро обновить. Вскоре я понял, что видеоформат намного полезнее и интереснее, поэтому решил сделать курс, который я записывал приблизительно полтора года.

Объем информации очень большой, и я пришел к выводу, что создавать курс для всех (от новичков до профи) я не смогу один, мне нужна целая команда и много ресурсов. Поэтому я решил сделать курс, включающий только самое важное и эффективное. Этот курс идеально подойдет тем, у кого уже есть базовые знания в области SEO. Я тоже подробно не рассказываю про сервисы, я даю ссылки, а участники сами уже работают с сервисами, которые очень часто обновляются. Курс состоит из 7 уроков, а 8 урок бонусный для учеников, которые выполнят все домашние задания.

Первый урок посвящен структуре, во втором уроке я сосредотачиваюсь на улучшении кликабельности (CTR). Также у меня есть уроки про контекст, работу с копирайтерами, Пинтерест и линкбилдинг – я осветил самые важные моменты.

Вопрос: Как появилась идея создания Ютуб-канала?

Михаил Шакин: Я прислушиваюсь к мнению других экспертов (например, Александра Алаева), и многие утверждают, что именно видеоконтент является основной формой получения знаний. Если вы не будете преподавать на Ютубе, новое поколение просто не будет вас знать.

Кроме того, в условиях пандемии многие конференции перешли в онлайн-формат, и нужно что-то создавать именно в онлайне – вебинары, круглые столы или хотя бы уроки. В конце марта я начал интенсивно развивать свой Ютуб-канал, который у меня, как оказалось, с 2009 года. Сейчас мой канал на Ютубе – это мой приоритет и отличная инвестиция в себя как в профессионала.

Вопрос: Можно сказать, что твой Ютуб-канал – это такой хаб, место, где можно найти советы практически всех лучших специалистов. Условно, если мне нужен Мурыч, то я знаю, что я найду видео именно у тебя на канале.

Михаил Шакин: Спасибо. Я заметил еще одну особенность – многие специалисты по различным причинам неохотно принимают участие в конференциях, но открыты, чтобы поучаствовать в вебинаре. Это такой вид мини-конференции, где крутые специалисты могут поделиться своим опытом и экспертными знаниями.

Вопрос: Как так получается, что на твоем канале самые крутые эксперты делятся своими знаниями и наработками?

Михаил Шакин: Я иногда гуглю на Ютубе 🙂 запросы и нахожу авторов, о которых раньше не слышал. Затем я общаюсь с докладчиком и обсуждаю тему. Я очень ценю своих лояльных подписчиков и предоставляю докладчику с интересным докладом выход на мою аудиторию.

Тогда докладчика могут приглашать на другие конференции, он может получать лиды и заказы, и он видит, что все выигрывают в этой ситуации. Схема очень простая и выгодная для всех.

Вопрос: Т.е. мы можем сказать, что, обучая специалистов с помощью материалов на Ютуб или на блоге, мы влияем на то, что специалисты становятся профессионалами своего дела, и в результате именно клиенты получают услуги высокого качества.

Михаил Шакин: Да, добро всегда возвращается. В течение многих лет я бесплатно делюсь наработками на своем блоге, и это возвращается в виде заказов, выступлений и благодарности на конференциях. Если ты некачественно работаешь, обманываешь клиентов – это все равно будут знать в профессиональной тусовке. Тебя не будут приглашать на конференции и т.д. Интернет – это очень прозрачная среда, и она довольно-таки ограниченная – все друг друга знают.

Вопрос: Какие знания и умения будут нужны специалистам через 5 лет?

Михаил Шакин: Самое главное – это привлекать трафик и клиентов. Если вы умеете это делать, то всегда будете себя отлично чувствовать в плане клиентов и денег. Дополнительно, я считаю, нужно найти свою специализацию – углубиться в какую-то сферу и докопаться до глубин, до которых мало кто докопал. Например, в Америке многие SEOшники специализируются, например, на локальном SEO или продвижении юридических сайтов. Я думаю, что за специализацией будущее.

Гугл тоже движется в этом направлении, чтобы отсеивать сайты с некачественными материалами для посетителей.

Вопрос: Какие рассылки ты читаешь? И что значит идеальная рассылка для тебя?

Михаил Шакин: Я люблю краткие и лаконичные рассылки, без картинок, которые занимают максимально 3-5 минут моего времени. В идеале – в форме анонса статьи на блоге или видеоролика на Ютубе.

Для меня такой идеальной рассылкой является контент Брайана Дина, Мэтью Вудворда и Робби Ричардса. Эти специалисты пишут очень лаконичные письма, а я не люблю длинные рассылки. Исключение составляют образовательные рассылки. Я недавно купил платный аккаунт на vidiq.com (аналитика для Ютуб-канала), и мне понравилась их рассылка в виде подборки ответов на вопросы в форме обучающих видеороликов для новых пользователей, т.е. они обеспечивают себе просмотры и дополнительно обучают пользователей, как пользоваться платформой – это отличный подход.

Мне нравятся лаконичные рассылки, как у блогеров, о которых я говорил ранее, и я предпочитаю перейти по ссылке и ознакомиться с материалом, если мне это будет интересно. Это самая оптимальная форма для меня.

Вопрос: Чем занимается Михаил Шакин в свободное время?

Михаил Шакин: Не так давно я перешел с коллекционирования часов на кактусы. Я все время думал, как перестать покупать часы. Остановился на 150 паре и принял решение, что надо покупать кактусы.

Вопрос: Немного о планах на будущее …

Михаил Шакин: В профессиональном плане – это дальнейшее образование и развитие, потому что есть много направлений, в которых я практически новичок. Я хочу изучить Ютуб, чтобы у меня было несколько тысяч подписчиков. В области SEO постараюсь дойти до потолка, возможного в Рунете, немного изучить программирование на Python, изучить новые методики по SEO и проводить эксперименты. Сейчас прохожу курсы Дмитрия Румянцева по личному бренду, и мне очень нравится. К сожалению, еще не всю экспертную информацию можно найти в Гугл или Ютубе, иногда эти блоги занимают очень далекие места.

Благодарность от автора статьи: Большое спасибо за очень ценные интересные информации для молодых маркетологов и очень интересное интервью.

Соц аккаунты Михаила Шакина
Буржунет
ШакинРу
Ютуб канал ШакинРу

Возможно, Вам будет интересно:
«Главная ошибка — пропасть между tone of voice рассылки и ожиданиями аудитории» — Георгий Рябой, Netpeak

Подписывайся и получай эксклюзивные советы

GetResponse Sp. z o.o. необходимы эти данные для предоставления материалов. Подробнее можно ознакомиться в Политике Конфиденциальности.

Спасибо за регистрацию!

Вы получите информацию о новых статьях на нашем блоге.